История вопроса о противогололедных материалах

dreamstime_xs_4274585.jpg

В России, как и во всей Европе и, наверное, мире, не осталось государства, люди которого не поняли опасности техногенных катаклизмов. И поэтому, сейчас так особенно внимательно пересматриваются все ранее созданные технологии и материалы, которые участвуют в формировании экосферы человечества.

Одной из таких областей деятельности человека является ежегодная борьба северных стран с гололедом на дорогах в зимний период. Существует несколько способов борьбы с гололедом, но как самый традиционный, используется метод нанесения на дорожное полотно песчано-соляной смеси. Единственным преимуществом этого способа является относительная дешевизна материалов и их повсеместная распространенность.

Однако, мало кто считает —

  • какую соленую нагрузку ежегодно получает почва, обработанная таким материалом;
  • какие дополнительные затраты необходимы на уборку улиц от песка после стаивания снежного покрова;
  • какие огромные объемы материалов необходимо заготавливать и транспортировать во время зимнего сезона;
  • сколько необходимо пересадить погибших деревьев от пересола почвы;
  • сколько затратить средств на ремонт активно коррозирующих в соляном растворе металлических частей автомобилей.

Есть ли альтернатива этому варварскому отношению
к природе и неразумному использованию средств?

В России борьбу с гололедом начали вести с 1920 года. Тогда в ход шли песок, зола, гранитная или мраморная крошка, поваренная соль.

К началу 70-х преимущество в борьбе с гололедом стали отдавать технической соли. С 1996 года в крупных городах, в том числе Москве, перешли к использованию противогололедной смеси, основу которой составляла техническая соль и песок.

Но в связи с тем, что техническая соль и ее смесь с песком губительно действует практически на все объекты жизнедеятельности человека, а так же на экологию, начиная с зимнего периода 2001/2002 годов власти крупных городов, а так же частные организации, стали отказываться от соли в пользу экологически безопасных и более технологичных противогололедных реагентов (ПГР).

К серьезным недостаткам, которые привели к отказу от применения технической соли
и песко-соленой смеси в борьбе с гололедом, явились следующие факторы:

  • соль практически не разъедает снег и лед при температуре ниже (–10°С) более того при низких температурах она замерзает и создает настоящий каток на дорогах и тротуарах, поэтому при температурах ниже
    (–10°С) коммунальные службы вынуждены применять соль вместе с песком, что в свою очередь приводит к грязи на дорогах, которая особенно проявляется в весенний период.
  • так же в результате применения
    песко-соленой смеси происходит серьезное засорение ливневой канализации.
  • техническая соль обладает очень высокой коррозионной активностью, что приводит
    к разъеданию стальных коммуникаций городской инфраструктуры (трубы, канализация и т.п.), а так же к коррозии металлических частей городского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамвай, автомобили).
  • основным негативным последствием применения технической соли, является ее губительное действие на почву, растительность и водные объекты, т.к. при систематическом применении данного продукта происходит засоление почв и водоемов, что приводит к гибели растений.

Единственным преимуществом применения технической соли или песко-соленной смеси в борьбе с гололедом является ее сравнительно низкая цена. Но видимая на первый взгляд экономия в итоге обходится бюджету и горожанам в колоссальные затраты, а так же в грязь на дорогах и серьезные экологические проблемы. И все это при том, что техническая соль является низкотехнологичным продуктом, ее эффективная температура применения не ниже (–10°С).

В результате борьбы с гололедом с применение песко-соленой смеси, власти получают грязные дороги, грязные автомобили и городской транспорт, проблемы с ливневой канализацией, проблемы высокой скоростью коррозии металлических частей автомобилей и городского транспорта, засоленные почвы и гибель растений.

При переходе на современные методы борьбы с гололедом руководители организаций,
ведомств и администраций руководствуются следующими факторами:

  • эффективность нового метода: быстрая и эффективная уборка улиц, тротуаров и пешеходных дорожек ото льда и снежного наката; отсутствие грязи; минимальное воздействие противогололедных реагентов на дорожное покрытие, метало конструкции, автомобили, одежду и обувь граждан; экологическая безопасность;
  • минимум затрат при переходе на новый метод: не требуется обязательная закупка новой техники, долгого обучение персонала, новые склады и помещения;
  • значительно меньший расход противогололедного материала, так как плавящая способность противогололедных материалов нового поколения в 5 раз выше, чем у песко-соленной смеси
  • политическая составляющая (мнение избирателей, оценка вышестоящего руководства)

С учетом всех вышеперечисленных факторов отечественной
промышленностью разработаны новейшие противогололедные
материалы для борьбы с зимней скользкой дорогой.

Пожалуй, самой современной и уникальной разработкой отечественной промышленности являются многокомпонентные противогололедные реагенты нового поколения «Бионорд» производства ООО «Уральский завод противогололедных материалов». Данные противогололедные реагенты разрабатывались с учетом современного мирового опыта применения ПГМ.

Разработка велась совместно с ведущими отечественными институтами и организациями, занимающимися вопросами экологии, разработки и использования противогололедных материалов.